Прощай, одиночество!
Модное слово Ф-фактор. Френды, фоловеры и фэны
У
меня есть любимое англоязычное сообщество поклонников сериала
«Сверхъестественное» в ЖЖ. Каждую пятницу, пока длится сезон, там
собираются люди, чтобы вместе посмотреть очередную серию. В комментариях
под объявлением о начале вечеринки в честь просмотра минут за 15 до
начала уже царит оживление. Зрители успевают обсудить, кто какие закуски
и напитки приготовил, жалуются на кошек, которых пришлось запереть в
спальне, и проклинают «Тайны Смолвилля», потому что те отхватили две
минуты эфирного времени. Люди разного возраста, из разных городов
одновременно смотрят телевизор
и комментируют увиденное в реальном времени. Накал страстей такой же,
как в спортивных барах во время важных трансляций. Две тысячи
комментариев за час! Никогда бы не подумала, что смотреть телевизор
вместе с незнакомыми людьми так увлекательно.
Интернет до недавних пор было принято считать уделом одиноких. Каждый
сам по себе, наедине с монитором и котом. Но последние несколько лет
Cеть стала полем коллективной активности. Люди объединяются. Вместо
печального затворника с красными глазами толпа, crowd. В моду входит
краудфандинг (сбор денег на какое-то начинание) и краудсорсинг
(совместная работа над проектом множества несвязанных какой-либо
структурой людей). Для Cети началось время «F»: флэшмоб, «Фейсбук»,
ф-коммерция и Ф-фактор.
Ф-фактор — порождение социальных сетей.
Речь идет о трёх главных «ф» — френдах, фоловерах и фэнах (увы, но
английские названия укоренились раньше, чем придумали русские).
Привычные человеческие отношения изменились: виртуальных друзей у нас на
порядок больше, чем реальных. Если в реальности люди чаще объединяются
на почве общей нелюбви — чего греха таить, мы любим что-нибудь
ненавидеть совместно, то соцсети предлагают дружить из любви и приязни —
смотрите, мне это нравится, и еще сто человек поставили «лайк». Хотя
«лайк» от любви и симпатии отличается примерно так же, как френд от
друга. «Лайк» — это высокотехнологичное отражение старого доброго канала
ОБС, самого надежного источника информации.
Слава Богу, мы доверяем мнению друг друга больше, чем
рекламе и СМИ. Сто человек сказали, что им что-то понравилось, значит, в
этом есть смысл. Ведь не могут же все сто ошибаться!
Но
чем больше пользователи стараются выразить свое мнение, тем больше
желающих этим мнением манипулировать. Действительно, столько людей в
одном месте и они «лайкают» что попало, а ведь если их направить в
нужную сторону, они будут лайкать не только фотографии котов, но и
товары, услуги, политиков, убеждения и образ жизни. Компании массировано
пошли в места скопления потенциальных покупателей. Появилась
ф-коммерция — бизнес в «Фейсбуке» и вообще в социальных сетях. Три
четверти всех пользователей «Фейсбука» «лайкали» хотя бы один бренд. Я
не говорю о фэнах отдельных производителей, которые не просто тихо
«лайкают», а устраивают междоусобные войны с поклонниками другого
бренда. Энергия «лайка» превращается в живые деньги: британский
онлайн-магазин марки Uniqlo проводит акцию Lucky Counter — чем больше в
«Твиттере» отзывов о товарах из предложенного списка, тем больше на них
скидка. Groupon — сервис скидочных купонов — в этом году достиг
невероятного успеха. Популярные сайты Polivore (сам-себе-стилист) и Taaz
(сам-себе-визажист) предлагают делиться вашими сетами и луками с
друзьями в соцсетях и блогах. Boutiques.com показывает вам коллекции одежды, подобранные как знаменитостями, так и обычными людьми.
Вам что-то понравилось? Покажите друзьям, кстати, все
вещи с картинки можно тут же купить. Рекомендуйте нас вашим знакомым!
Если тысяча человек напишет в своих блогах, что им нравится эта
футболка, мы сделаем для них солидную скидку!
Шопинг превратился
в коллективную деятельность. Пользователи вместе с френдами
одновременно покупают в одних и тех же магазинах одни и те же вещи, хотя
все участники физически находятся в разных местах. Они выбирают вещи по
рекомендации всё тех же френдов и френдов своих френдов, которых
никогда в глаза не видели. Не исключаю, что если бы они лично знали
своих советчиков, то, может, и передумали бы покупать.
С
одной стороны, это же здорово, что находится столько людей, разделяющих
твои вкусы. Но, черт возьми, сколько можно жить по чужой рекомендации? Я
не хочу ходить в платье, которое понравилось еще трём тысячам человек
до такой степени, что они все его купили. А вдруг я их всех сегодня
встречу? Я хочу иметь свои собственные интересы, личные слабости и
тайные пристрастия. Не хочу ничего лайкать и ставить оценки. И совсем не
хочу, чтобы оценивали меня. Конечно, нравиться другим приятно, но рано
или поздно это превращается в забег на длинную дистанцию. И вы приходите
к мысли, что взрослый человек может выбирать, кому ему нравится, а кому
и нет. Хочется быть гордым и независимым.
Иметь собственное мнение. Не слушать чужих советов. Но иногда по
пятницам приходить в любимое сообщество и смотреть вместе со всеми новую
серию про братьев Винчестеров. Потому что мне это нравится. И пяти
тысячам других людей тоже. |