Актриса Одри Тоту не соответствует общепринятым канонам красоты,
но в ней есть шарм, который любую женщину делает сказочно прекрасной.
Она не обращает внимания на моду — но слывет эталоном стиля, играет Коко
Шанель и рекламирует духи этого модного Дома. А еще любить ее — все
равно что пылать страстью к портрету Моны Лизы...
Чистые прелести
2001 год
Мир обещал чудо. Сказка ходила по параллельным улицам, но Одри этого
не чувствовала. Она расстраивалась из-за всяких мелочей: что, например,
опять идет дождь и жмет ботинок. Она всегда была пессимисткой, хотя с
чего бы? Родилась в благополучной Франции, в семье прекрасных людей — врачей-стоматологов, специалистов по белозубым голливудским улыбкам,
которые однажды в честь каникул преподнесли дочке чудесный подарок:
оплатили курсы актерского мастерства. И студентка филологического
факультета Сорбонны, окончившая музыкальную школу по классу гобоя и
фортепиано, всерьез увлеченная творчеством Оскара Уайльда, вдруг поняла,
что не может жить без этого странного действа — играть чужую жизнь. Она
начала ходить на все актерские кастинги, еще не совсем понимая, зачем.
— Быть актрисой? Нет, я никогда об этом не мечтала, — словно удивленно говорит она сейчас. — Все получилось само собой.
Но первый же фильм с ее участием (первая главная роль после нескольких эпизодов) «Салон красоты «Венера»» — стал хитом, а Одри получила Сезара — французский аналог «Оскара» — как главная надежда национального кинематографа.
Но
предложения, которые она получала потом, не стоили того, чтобы их
принимать, Одри даже подумывала, не вернуться ли в университет, где ее
ждала незаконченная кандидатская «Нарциссизм в творчестве Уайльда». Или,
может, зря она отказалась от детской мечты стать приматологом и
приручать горилл, как героиня Сигурни Уивер в «Гориллах в тумане»? И
только упрямство, непостижимое для такой крохи (163 см, вполне
человеческий рост, но все звали ее маленьким эльфом, быть может, из-за торчащих ушек), заставляло ее ходить на пробы и ждать своего шанса.
Но вот теперь шанс убегал от нее вместе с режиссером Жаном-Пьером
Жене, который уже закончил отсматривать претенденток на главную роль в
его новом фильме и удалялся в сторону парковки, мечтая о плотном обеде в
ресторане «Максим». Запыхавшаяся Одри ринулась вдогонку за режиссером.
— Что вам, милочка? — с неудовольствием спросил Жене, вспоминая, что, кажется, где-то видел эту девушку.
Вместо ответа она расплакалась. Ботинок растер пятку в кровь, дождь все
не прекращался, а режиссер не хотел вспомнить, что сам позвал ее на
пробы, только увидев плакат «Салона красоты «Венера».
Жан-Пьер зачарованно смотрел, как огромные глазищи с длинными черными ресницами наполняются прозрачной влагой, и машинально набрал на мобильном номер ассистента.
— Быстро в студию. Оператора ко мне. Гримера к черту. Я ее нашел.
Жене превратил эту героиню в Амели Пулен, девушку,
которая задалась целью принести счастье всем окружающим, и отдал ее
маленькой Одри Тоту, точной земной копии Амели.
Королева эльфов
Это была ее героиня, хотя предназначалась совершенно другой актрисе.
Но англичанка Эмилия Уотсон отказалась играть какую-то там французскую
«Эмилию», и Жене превратил эту героиню в Амели Пулен, девушку, которая
задалась целью принести счастье всем окружающим, и отдал ее маленькой
Одри Тоту, точной земной копии Амели. Одри чувствовала, что это так,
хотя в противоположность Амели, не умела ждать от жизни только хорошее.
Вот и теперь, например, она была уверена, что знакомство с киногруппой
пройдет ужасно. Все будут задаваться, а знаменитый Матье Кассовиц,
который по сценарию будет ее возлюбленным, наверняка недоволен, что
кинозвезду в последний момент заменили чуть ли не дебютанткой.
—
Нам предстоит снять необычный, я бы даже сказал, волшебный фильм, —
сказал Жан-Пьер Жене, когда в большом зале все расселись и прекратили
болтать. — Сейчас я представлю вам главную героиню, а потом каждый
встанет, назовет свою фамилию и расскажет ей немного о себе. Прошу
любить и жаловать — Одри Тоту.
И все на нее посмотрели. И увидели, что со стула поднялась тоненькая девушка с заправленными за торчащие ушки прядями густых темных волос. Огромные карие глаза смотрели спокойно.
— Привет!
Она даже улыбнулась. И продолжала стоять, пока все поднимались и
приветствовали ее. Когда очередь дошла до Кассовица, он встал молча,
словно вдруг забыл фамилию. Она, чуть приподняв брови, похожие на ласточкины крылья, посмотрела вопросительно.
— Э-э-э, я Матье, — наконец промямлил он. — Просто Матье.
— Очень приятно, Матье.
— Одри не похожа на земную девушку, — твердил Кассовиц режиссеру. — У нее грация сиамской кошки и глаза феи.
Как это часто бывало, плохие предчувствия не оправдались. Ее сразу
все полюбили, каждый старался чем-нибудь порадовать. Ассистент режиссера
ежедневно сам надевал на тоненькие ножки
«Амели» огромные для ее маленьких ступней ботинки героини, курьер
приносил Одри фиалки, Жене плакал, когда она играла крупный план. И
только Кассовиц хмурился и отводил глаза. Но через несколько дней утром
заглянул к ней в гримерку:
— Я принес тебе кофе, — сказал он. — И круассаны.
И с тех пор делал это каждый день. Ему очень нравилось сидеть рядом и ловить на себе ее загадочный взгляд.
Любишь — не любишь
Она
видела, что с ним творится, и не знала, радоваться этому или
огорчаться. Нежность тридцатипятилетнего ловеласа, известного актера
очень льстила ее самолюбию, и любая другая на ее месте была бы
счастлива. Но Одри не любая и не другая. Она больше испытывала страх и
неловкость.
— Одри не похожа на земную девушку, — твердил Кассовиц режиссеру. — У нее грация сиамской кошки и глаза феи. Быть рядом значит следовать за ней в сказочный мир фантазий и романтики. Я не знаю, как себя вести, я пропал.
— Она умеет улыбаться так, как будто любит тебя одного, — хитро
прищурился режиссер. — Улыбается всем, но, похоже, именно ты в
опасности. Чего ты боишься, Матье? Почему бы не поставить вопрос ребром?
— Я боюсь, — признается Кассовиц. — Жду случая.
Но все получилось само собой. В последний съемочный день они с Одри
сидели в маленьком кафе играли в «любишь — не любишь» — вся группа
фильма «Амели» по примеру героини делала это.
— Что ты не любишь? — спрашивал Матье.
— Дождь, заливающий мне лицо, мокрую обувь и запах сигар, — не задумываясь отвечала Одри.
— А любишь? Кроме кино и Оскара Уйальда, конечно?
— Чай с молоком, солнце, пробивающееся сквозь жалюзи и спать по десять часов в сутки, – улыбнулась она.
— А… меня? — Кассовиц словно в пропасть прыгнул.
Темные ресницы взметнулись. Видно, чему быть, того не миновать…
— Я люблю тебя, Матье, — подумав, произнесла она.
Кассовиц схватил ее тонкое запястье и горячо прижал к губам.
— Я люблю тебя, — повторила она, отнимая руку. — Как друга. Как самого близкого друга.
И отвернулась, чтобы дать ему время «собрать лицо»...
На
премьере фильма сразу стало понятно, что это — успех, грандиозный,
феерический. Маленькая Одри Тоту в одночасье стала звездой,
романтический фильм «Амели» стал главным кинохитом 2001 года во всем
мире и новым символом Франции. Сборы во Франции и Европе превысили сто
миллионов долларов, его посмотрели 30 миллионов человек. Тоту позвали
сниматься в Англии и в Голливуде, и теперь, пожалуй, она больше звезда,
чем Кассовиц, который остался ее другом. Разве можно долго сердиться на
маленького ушастого эльфа, который не верит в сказки?
Летом этого года Одри исполнилось 34.
— Если сейчас мне предложат на выбор большую любовь или большую роль, я не уверена, что выберу второе, — загадочно говорит она.
Но вот предложат ли?